Идеал Женщины: 2.Хатшепсут

by - 20:50

Хатшепсут - первая великая женщина, известная в истории еще до Нефертити. Удивительна судьба этой первой в истории великой женщины. Тутмос II и Хатшепсут, царь и царица Египта, по рождению сводные брат и сестра, начинали свое правление так же, как и другие правители Древнего Египта. Хатшепсут вела себя, как и подобает порядочной жене, и на всех ранних изображениях ее всегда запечатлевали стоящей позади ее мужа и позади ее матери Яхмос. Брак их оказался вполне удачным, но недолгим.


Женщина - фараон

Правление единственной в истории Древнего Египта женщины-фараона Хатшепсут (Мааткара Хенеметамон Хатшепсут — в переводе с древнеегипетского «Первенствующая достоинствами своими») относится к эпохе Нового царства (примерно 1575–1085 г. до н.э.). Королева Хатшепсут относится к 18-ой династии, она была одним из немногих женщин фараонов Египта. Были женщины фараоны до нее, так же как и женщины фараоны после нее. Однако, Королева Хатшепсут была во многих отношениях особенной. Вопрос, как женщина была в состоянии установить такую власть в течение времени, когда в управлении общества преобладали мужчины?

Женщины в Египте имели преимущество перед их современницами в других странах, таких как Месопотамия и Греция. Египетским женщинам разрешили иметь собственность, держать официальные положения, и наследовать от их родителей или покойных мужей. Кроме того, в случае спора женщина имела право воспользоваться случаем, чтобы защитить свои юридические права. Этот социальный климат Египта позволял многим королевам, до и после Хатшемпсут получить немного влияния на Египет как регенты. Хатшемпсут предшествовали многие важные и по-видимому влиятельные королевы в 17-ой династии. Тетишери, Аххотеп II, и Яхмос –Нефертари имели некоторый контроль над правительством Египта. Следовавшие друг другом, они оказали влияние на общее представление женщин как сильных людей, и были в состоянии поддержать стабильность и порядок. Они следовали перед Хатшемпсут, которая была вероятно самой экстраординарной женщиной, чтобы именоваться Фараоном в древнем Египте.

Хатшемсут была дочерью Тутмоса I и его жены Яхмос.  Вряд ли отец Хатшепсут, Тутмос I, представлял, что его дочь станет фараоном: женщина на троне не вписывалась в обычаи Древнего Египта. К тому же у царя имелся сын от наложницы – законный наследник, Тутмос II. Но он был слаб физически и недалек умом. Глядя на отпрыска, фараон печалился: «Да сможет ли он управлять великой страной?»

Слабый мальчик, казалось, совсем не усваивал уроков отца. И тогда великий фараон обратил внимание на дочь. Она была изумительно красива и к тому же поразительно умна. Отец посвятил девушку в науку правления и в дворцовые интриги, в религиозные таинства и в тайны храмовой дипломатии… Потом выдал замуж за наследника: пусть он будет фараоном, а она управляет страной.

Так Хатшепсут стала женой Тутмоса II, который приходился ей братом по отцу. Это обстоятельство определило ее несчастливую женскую судьбу, но одновременно – и ее блистательную политическую карьеру.
Из двух дочерей царицы первая, Нефрура, умерла, еще будучи ребенком; вторая, Меритра (ее отцом, возможно, был архитектор и фаворит царицы Сененмут), и стала матерью фараона Аменхотепа II от брака с Тутмос III.

Тутмос II, поражённый неизвестной болезнью, умер в 1479 году до н.э., однако его тридцатилетняя сестра не собиралась отдавать кому-либо власть. Наследником престола являлся двенадцатилетний пасынок будущей царицы, сын от младшей жены Тутмоса II Исиды Тутмос III. Он и стал фараоном, но его регентшей была назначена мачеха Хатшепсут, которая оставалась вторым лицом в Фивах на протяжении нескольких лет. Такое положение не устраивало властную женщину. Она мечтала о единоличной власти и делала для этого всё возможное. Регентшей Хатшепсут считалась до 1473 года до н.э., пока неожиданно не провозгласила себя фараоном.


Царствование женщины-фараона

Вначале ничего странного в поведении Хатшепсут не наблюдалось. Однако спустя 7 лет регентства она вдруг начала называть себя королем. И правила Египтом еще 22 года после того, как ее сын достаточно вырос, чтобы вступить в права наследования. Почему же она узурпировала трон? И почему Тутмос позволил ей сделать это? Во многом это остается загадкой: конец царствования Тутмоса III окутан глубоким мраком, и восстановление его не лишено трудности. Следы семейных раздоров, сохранившиеся в письменах на стенах храмов, недостаточны для того, чтобы мы могли спустя 3500 лет проследить запутанную борьбу за власть. Одно совершенно ясно – Тутмос вовсе не был маменькиным сынком. Он провел в Азии 17 военных кампаний, и долго и довольно успешно царствовал после смерти Хатшепсут.

Скорее всего, Хатшепсут была слишком умна и слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Соперничество между Хатшепсут и Тутмосом превратилось в открытую вражду. За Тутмосом стояла армия, состоявшая, впрочем, почти из одних наемников, за Хатшепсут – вельможи и жрецы. А значит, положение Хатшепсут было намного прочнее - ибо власть жрецов распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Вскоре ее сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих правах и даже, в конце концов, отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царем — факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона.

Хатшепсут использовала многие стратегии, чтобы узаконить свою роль как Фараона. В храме Хатшепсут в Бейр эль-Бахри, около Луксора в Долине Королей, рождение и коронация королевы описаны в картинах и других произведениях искусства. Из этого источника эксперты были в состоянии расшифровать, что сделало ее правление законным, царица велела всюду распространять следующую легенду, что бог Амон-Ра посетил ее мать, в то время когда она была беременна Хатшепсут, таким образом, делая ее божественным ребенком. Через ее воображаемое богословие казалось, что королева также имела некоторое влияние на духовенство в Египте. Хатшепсут называла себя божественной и добивалась, чтобы жрецы признали её таковой. С египетскими жрецами у мудрой владычицы сложились довольно дружеские отношения: жрецы словно не замечали, что год за годом на престоле Египта, вопреки всем законам, оставалась единственная повелительница страны — женщина-фараон. Роль священников сыграла важную роль в узаконевании ее власти как Фараона.

Так как по египетским законам женщина не могла быть фараоном,  королева Хатшепсут приняла несколько мужских признаков, включая поддельную бороду, мужскую одежду, так же как иллюстрирование и рассмотрение как мужчина. Можно утверждать, что это поведение было еще одним инструментом, осуществленным королевой в ее преследовании для уважения.


За время своего правления Хатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани. Военное дело представлялось невозможным для ее пола, и великие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Однако она правила довольно успешно, и о процветании ее царства свидетельствовали восстановление древних храмов и впечатляющие монументальные постройки, проводившиеся в то время, многие из которых сохранились и до наших дней.  От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на девятом году ее правления был осуществлен знаменитый поход в Пунт. Местонахождение, как, впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, она находилась на северном побережье Сомали. Библейской параллелью этого похода является рассказ о посещении Соломона царицей Савской, которая в рассказе об Иосифе названа, кстати, властительницей Египта и Эфиопии. Поминальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, в котором она оставила описание своего похода в Пунт, возможно, величайший из шедевров египетской архитектуры.

Царицу окружал цвет интеллектуальной элиты, лучшие архитекторы, живописцы, скульпторы и поэты. Она не жалела денег на храмы, дворцы и колоссальные обелиски. В особенности великолепен храм для посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах. Как и положено фараонам, царица позаботилась о сооружении загробных покоев еще при жизни. Вырубленное в скалах сооружение превзошло самые знаменитые памятники древнего мира. Это храм известен теперь под именем Дейр-эль-Бахри. Никогда раньше и никогда потом ни одна женщина не имела гробницы в долине, где хоронили только великих фараонов!

Дорога к ее храму, шириной около тридцати семи метров, с обеих сторон охранялась сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом располагался сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. А сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян: вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами и уходившие в толщу скалы святилища…

После смерти Тутмеса II правой рукой Хатшепсут стал Сенмут - зодчий и фаворит царицы. Сенмут руководил всеми строительными работами в Дейр-эльБахри, Карнаке и Луксоре, воплощая замыслы повелительницы в жизнь. Царица столь приблизила к себе Сененмута, что тот получил возможность вмешиваться в важные политические дела государства. Он был умён, проницателен и обладал прекрасными организаторскими способностями. О себе архитектор писал так: «Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя во всех его дворцах, частным советником по правую руку владыки… Я был полезен царю, верен богам и беспорочен перед народом…» Родом Сененмут был из бедняков, а стал вторым человеком в государстве. Впрочем, для царского Египта это было естественным. Там умели ценить ум. 

Царица отличалась также великой страстностью. Она имела нескольких фаворитов, которым разрешала участвовать в государственных делах и преподносила каждому щедрые дары. Но самым близким другом и любовником Хатшепсут считался архитектор Сененмут, который одновременно был назначен воспитателем дочери египетской царицы маленькой Нефрур. Девочка и любовник её матери были очень привязаны друг к другу, о чём свидетельствуют рисунки на стенах храма. Однако Нефрур умерла ещё в юном возрасте (предположительно в 1474 г. до н.э.). У царицы осталась вторая дочь, Меритра, которая, по предположениям учёных, могла родиться у Хатшепсут от архитектора. Она была выдана замуж за Тутмоса, и пасынок царицы стал к тому же и её зятем.

При храме, под нижней террасой, Сененмут тайно начал строить гробницу и для себя, чтобы после смерти быть ближе к возлюбленной. Однако свою усыпальницу он так и не закончил. Рисунки с изображением царского архитектора находились в самых секретных и недоступных уголках храма. Вероятнее всего потому, что фаворит создавал их втайне.


Дочь богов

Хатшепсут не могла бы править в одиночку, без советов и поддержки вельмож и царедворцев, которые все были мужчинами. Судьба, а также, вероятно, и жизнь этих людей тесно зависела от успеха и господства Хатшепсут, поэтому они усиленно заботились о поддержании ее положения. Они старались всеми способами доказать, что правление царицы было предрешено самими богами с момента ее рождения. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол.

И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Зачастую это объясняется тем, что ее, как правило, изображали в мужской одежде и с церемониальной подвесной бородкой. И делалось это не для того, чтобы скрыть ее настоящий пол: царедворцы прекрасно знали, что Хатшепсут – женщина, а что думал простой народ, не имело никакого значения. Фараоны в Древнем Египте никогда не ставились на одну доску с простыми людьми, они считались реинкарнацией бога-мужчины Гора, сына Ра, то есть приравнивались к богам. И слово «фараон», «царь» в Древнем Египте имело только мужской род. Слово, которое традиционно переводится как «царица», на самом деле означает «великая жена фараона». И в Древнем Египте даже не было выражения, чтобы обозначить правящую особу женского пола. На изображениях фараон должен был выглядеть как фараон. Поэтому Хатшепсут и изображали в одежде фараона, то есть в мужской одежде.


Тайна смерти Хатшепсут
Эта сильная и замечательная женщина, Хатшепсут загадочно исчезла, возможно, в 1458 году до н.э., когда Тутмос III вернул свое имя и титул Фараона. Ее мумия никогда не была найдена, и ее имя и изображения были навсегда потеряны, они были стерты Тутмосом III.

Умерла Хатшепсут по всей вероятности естественной, не насильственной смертью, что в общем-то было редкостью по тем временам. Гробница с ее саркофагом была расхищена в древности и не содержала никаких останков, когда был открыта в новейшее время. Благодаря этому родилась легенда, что царица-фараон и ее фаворит Сенмут оставили свое царство, когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы Тутмос III мог с полным правом занять престол.

Как бы то ни было, после смерти Хатшепсут Тутмос III не отнесся рыцарски к ее памяти. Он слишком много вытерпел. Вокруг ее обелисков, в зале ее отца в Карнаке, он велел построить каменную стену, закрывшую ее имя и сведения о том, что она воздвигла их, на их базе. Он всюду стер ее имя, и на всех стенах ступенчатого храма были уничтожены как ее изображения, так и ее имя.

Имя царицы изъяли из хроник, но, несмотря на это, оно все же дошло до нашего времени. И эти поврежденные памятники стоят по наше время мрачными свидетелями великой мести царя. Но в великолепном храме Хатшепсут ее слава все еще живет, и каменное ограждение обрушилось, возвещая современному миру о величии Хатшепсут.

На одном из ее обелисков начертано:

Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: "Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!





You May Also Like

0 коммент.