Амазонки и другие малоазиатские народы
Легендарное женское племя амазонок, по преданию, пришло с Кавказа и Нижнюю Азию и
основало в окрестностях Фермодонской страны город Фемискир. В царствование
Тезея амазонки заселили Аттику. Они встречаются постоянно в греческой
мифологии, но без всяких указаний относительно социального их устройства; об их
мужчинах не имеется никаких сведений.
Одежда амазонок закрывала все тело, за
исключением левой стороны груди, которая оставалась обнаженной. Короткое, до
колен, платье они носили высоко подпоясанным. Одну грудь они выжигали, чтобы
она не мешала натягивать лук, другая - левая была обнажена; они кормили ею
детей.
Страбон, подтверждая уничтожение ими
правой груди, выжигаемой еще в детстве, говорит, что это позволяло правой руке
свободнее маневрировать топором. Их щит, называемый пельта, напоминает формой лист плюща. Они собственноручно
выделывали как свои каски, так и скреплявшие их под подбородком ремни.
На ногах они носили узкие, как трико,
штаны (иногда их ноги были обнажены) и зашнурованные сапоги или высокие туфли.
Остальные части их боевой одежды состояли из шкур диких зверей.
Вооружением им служили тонкие копья, щиты
в виде полумесяца (редко - круглые) и т. п.
Подобно фригийцам одевались и другие
малоазиатские народы - кары, лигийцы, тремилийцы, лиции, тилийцы, битинийцы,
мариандины, мизийцы (троянцы), пафлагонийцы, известные скотоводством и
торговлей лесом, каппадокийцы, киликийцы, пизидии, изауры и др.
Все эти мелкие народы в большинстве
случаев занимались пиратством, были ловки и хитры. Греки смотрели на некоторых
из них как на наемников, которым нельзя довериться. Самыми выдающимися и более
всего известными в истории были фригийцы и каппадокийцы, сохранившие очень
недолго свою самостоятельность; их подчинили себе сначала мидяне, а потом
персы.
Судя по их одеждам,
капподокийцы вначале были весьма малокультурны. Волосяные ткани и необработанная
кожа служили им для выделки курток и мешковатых панталон, вполне
соответствовавших по форме персидским, с той только разницей, что у персов они
были не так пестры.
Финикийцы
Могущественное племя халдеев, заселившее всю Месопотамию, угрожавшее много раз
египтянам и образовавшее, наконец, государство со знаменитой столицей Вавилоном,
оставило нам весьма скудные сведения о характере своей одежды.
По египетским изображениям, халдеи носили
длинную одежду, плотно облегавшую фигуру, напоминающую эластичную рубашку с
короткими рукавами. Она шилась из одноцветной или полосатой материи, причем
полосы были поперечные. На плечи иногда накидывали воротник, застегивавшийся
спереди. Шапка плотно прилегала к голове.
На другом изображении мы видим халдея в
полудлинной рубашке с короткими рукавами, опоясанной кушаком из материи.
Верхней одеждой служил кусок ткани в виде мантии; он надевался так же, как
ковровая шаль племени ааму, - под одну руку, затем концы его перетягивались
через грудь и спину и завязывались на противоположном плече.
Почти все воины вышеназванных племен
вооружались луком и стрелами, только халдеи составляли исключение; у них были
копья и небольшие четырехугольные или выгнутые ручные щиты, сплетенные из лыка.
В позднейшее время, а именно после падения Вавилона и возникновения
ассирийского царства, халдеи стали пользоваться ассирийским вооружением.
Финикияне, достигшие совершенства в прядильном и красильном
искусстве, а также в обработке меди, отличались исключительной любовью к
роскошной одежде. Самыми дорогими костюмами всего мира считались одежды,
изготовленные в Сидоне.
Только здесь молено было найти пурпуровые
ткани красного и фиолетового оттенков. Только здесь умели ткать как дорогие
тяжелые материи, так и с давних пор изготовляли тончайшие, прозрачные пестрые
ткани из льна и бумаги. Однако, несмотря на то что одежды финикиян делались из
таких богатых и разнообразных тканей, их нельзя назвать красивыми. Они
злоупотребляли всевозможными украшениями. Роскошь финикиян выражалась в
пестроте.
Мужской и женский финикийский костюм
состоял из желтой или красной (в виде юбки) нижней одежды, из двухцветного,
сложенного вдвойне передника и из двухцветного же или пестрого, часто
прозрачного, закрытого спереди плечевого воротника. Головной убор состоял из
чепца, напоминавшего волосяной мешок; вокруг него шла лента, спадавшая на затылок
обоими концами.
Царствующие лица одевались в драгоценные
пурпурные одежды, украшенные драгоценными каменьями, эти одежды отличались от
одеяний знати только шириной, длиной и более роскошной отделкой. Длинный жезл
служил царям скипетром; корона имела вид высокой цилиндрической шапки, покрытой
множеством золотых полос.
Боевой одеждой как финикиян, так и филистимлян, одевавшихся подобно им, была защитная льняная
рубашка с нашитыми кожаными полосами.
Кожаная шапка воинов украшалась знаками
богини войны - Астарты (серп Луны и диск
Солнца). Воины носили кожаный, украшенный перьями шлем и высокий колпак из
мягкой материи, который, по-видимому, надевался поверх плотно прилегавшей к
голове шапки.
Плетеный щит финикиян был четырехугольной
формы; филистимляне употребляли круглые щиты. Филистимляне носили иногда вместо
кафтанообразного льняного панциря короткий гладкий набедренный передник с
нашитыми кожаными полосами. Встречается и египетский вздернутый спереди
передник, поверх которого надевалась разукрашенная броня из кожаных полос,
состоявшая из нагрудника, спинной части, помочей и набедренников.
Оружием служили филистимлянам и
финикиянам: копье, короткий меч, боевой серп и лук с колчаном и стрелами. Для
защиты руки от удара тетивы они надевали на левую руку кожаный отворот.
Шлифованные камни, имевшие в большинстве
случаев форму египетского жука - skarabeus, служили одновременно и украшениями,
и талисманахми, и печатью. На них гравировались грифы и сфинксы. Производство
бронзовых вещей было в Финикии очень значительным.
Особенной любовью пользовались предметы,
вывезенные из богатого Сидона и с острова Кипр. Редко встречавшееся серебро
финикияне вывозили из Сицилии, Галлии, Британии и Фракии. В Испании и Британии
они обменивали свои товары, металлические и стеклянные, на цинк.
Финикийские одежды распространились даже в
самых отдаленных от финикиян землях. Причиной этого было то, что пурпурные
финикийские материи ткались только определенного размера и шить из них можно
было одежду только известной формы; вследствие этого купцы вынуждены были
вместе с материей продавать и выкройки финикийской одежды.
Племя кефа, поселившееся на Кипре, носило только пестрый передник, который
держался на бедрах посредством широкой ниспадающей повязки, и напоминал по
форме панталоны. Длинные волосы сдерживались лобной повязкой. Обувью служили
высокие сандалии с переплетом.
Фригийцы
В состав Персидской империи при Кире вошла
страна Фригия на западе Малой Азии,, населенная, как полагали в древности,
"старейшим народом Мира", который, по словам Геродота, был
трудолюбив, энергичен и управлялся своими королями. Позднее она была составной
частью Македонской и Тиро-Греческой империй.
Но по-видимому, фригийцы и в это время
сохраняли свою самобытность. Латинское поэты постоянно употребляют слово
"фригиец" как синоним "троянца".
Одеждой им служила простая туника с поясом
или далее двумя, с рукавами или без них; верхняя туника была длинная с
короткими широкими рукавами или без рукавов. Накидка, или легкий, раскрытый
спереди плащ, была полудлинной с короткими, узкими рукавами; длинное царское
одеяние было с бахромой и обнажало правую руку.
Их панталоны - анаксириды или сарабары -
были или на сборках внизу, или же всунуты в башмак; головные уборы - митра,
тиара, венец, повязка - носились или отдельно, или же митра прикреплялась повязкой, а венец надевался на митру.
Страбон упоминает о двойной тунике, о
тройной анаксириде, употребляемых в холодное время года. Ксенофонт пишет о
существовании футляров, в которые фригийцы и персы прятали зимой пальцы; это
были, очевидно, перчатки.
Головной убор фригийцев Имел вид
войлочного колпака и назывался пилеус. Колпак этот был самых разнообразных форм, хотя и
сохранял общий характер шляпы без бортов, более или менее облегающей голову.
Он имел то коническую форму, форму яйца
(такие колпаки носились греками), то прямую, в виде плоскодонного цилиндра
(такие колпаки носились римскими вольноотпущенниками).
У чисто фригийской шапки был пригнутый
наперед верх, наушники, спускавшиеся до плеч, и затыльник.
Pileata Roma, pileata plebs, pileata turba - этими выражениями
обозначали в Риме празднества Сатурналий, ибо во время них все носили пилеусы,
как символ полной свободы, празднуемой в эти дни. Делался пилеус не из войлока;
это доказывают слова Апулея из "Золотого осла": "Париса
изображают в плаще, вышитом разными цветами, и в золотом пилеусе на голове".
Сирийцы
В Азии и в долине Нила за 5000 лет до Р.
X., в то время, когда, по словам Библии, созданы были рай и первые люди, уже
существовали художники, владевшие резцом, строители, воздвигавшие дворцы,
ученые и искусные мастера, изготовлявшие разные льняные и шерстяные материи.
Уже и тогда жители Египта и других стран, лежавших по течению Тигра и Евфрата,
носили одежды, изготовление которых требовало немалой техники.
Такие вещи, как мужское и женское платье,
плащ, панталоны, пояс, шляпа, башмаки, веер, опахало и даже зонтик, приобрели
особый, вполне определившийся характер за много тысяч лет до нашего времени.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на памятники Древнего Востока.
Эти основные формы остались
неприкосновенными на протяжении веков культурного развития, несмотря на
постоянное стремление народов к новизне. Поэтому между одеждой прошлого и
настоящего существует постоянная, живая связь, обусловленная необходимостью,
во-первых, защищаться от влияния климата, во вторых, украшать свое тело.
Страна фараонов, страна пирамид, издавна
считалась страной чудес, но города Ниневия и Вавилон не
уступали ей в смысле могущества и роскоши. И весьма вероятно, что влияние
ассиро-вавилонской культуры отразилось на развитии греков, римлян и даже Запада
в гораздо большей степени, чем влияние культуры египетской.
Предшественниками ассирийцев в западной
Малой Азии были многочисленные, почти легендарные племена семитов, которые вторглись с востока в Сирию и основались
там. Эти племена со временем почти все были покорены другими народами, преимущественно
ассирийцами, заимствовавшими многие их обычаи и костюмы.
Некоторые семитские племена достигли
высокой культуры и славы, которая затмила славу более мелких племен, оставшихся
для нас неизвестными. Большинство этих народов вело кочующий, пастушеский образ
жизни. Иногда же они соединялись в более плодородных местностях, на Евфрате и
на Тигре, и основывали поселения, часто развивавшиеся в большие торговые и
промышленные города.
Но высшей степени развития культура
достигла у племен, живших по берегу Малой Азии от Либанона до Средиземного
моря. Здесь финикиняне воздвигли города Тир и Сидон, не имевшие соперников в
смысле торговли.
Мы обязаны египтянам оставшимися
изображениями разнохарактерных одежд выдающихся племен семитов, живших в Сирии,
с которыми они постоянно воевали. Есть очень древние изображения некоторых
костюмов племени ааму, которое заселило Южную Сирию. Одежда этого племени,
как у мужчин, так и у женщин состояла главным образом из пестротканого
коврового куска материи, подвязывавшегося под правую руку, связанного на левом
плече и плотно прилегавшего к телу.
Незакрытыми оставались только руки, правое
плечо и ноги до икр. Иногда небольшой кусок ковровой материи надевали и в виде
передника, придерживавшегося на бедрах кушаком. Если носили обувь, то только в
виде сандалий с толстыми подошвами. Волосы были полудлинные, усы брили и
оставляли только бороду, обрамлявшую лицо подобно черной повязке.
Необходимо заметить, что почти все жители
Сирии отличались коричневато-красноватой кожей. Позднее мужчины племени ааму
носили одноцветные передники, украшенные по краям пестрым бортом, и одноцветную
мантию, обшитую или полосатым, или узорчатым кантом и доходившую до лодыжек.
Эта мантия надевалась поверх передника таким же способом, как было указано выше;
одноцветная мантия расходилась сбоку, и углы ее завязывались на плече.
Мантия племени ааму составляла главную
часть костюма племен темеху, рибу и шели. Рибуделали мантию с воротом и с проймой для правой руки. В
таком виде она покрывала оба плеча и напоминала покрывало, расходившееся на
левом боку. Для того чтобы это покрывало прилегало к телу, со стороны разреза
пришивались ленты, завязывавшиеся на бедрах.
Мантии шели и темеху надевались так же, как и мантии, носимые племенем
ааму, но с той разницей, что они снабжались аксельбантом на правом или левом
плече, а верхний их край откидывался, образуя воротник.
Впоследствии эти
воротники стали делать из цветной или узорчатой ткани и надевали их как
самостоятельное украшение, прикрепляя к ним мантии галуном, концы которого
служили и завязками, сдерживавшими мантию под левой рукой.
На некоторых изображениях мы видим, что темеху татуировались.
Волосы они носили, как и рибу, заплетенными в косу, откинутую назад. Около ушей
как борода, так и волосы сбривались. Рибу изображаются
также с короткими, сильно завитыми волосами, украшенными на макушке двумя
воткнутыми перьями. Оба эти племени носили пестрый волосяной чепец и большие круглые
серьги. Сандалии носили очень редко.
Ретену, жившие на севере и распадавшиеся на много племен,
одевались более разнообразно. Они носили одежды, совершенно закрывавшие тело,
хотя покрой их и соответствовал покрою ассирийских одеяний. Ретену, жившие в более теплых местах, довольствовались
пестро украшенным передником, доходившим до половины икр и придерживавшимся
кушаком на бедрах.
Спереди и сзади к кушаку прикреплялись
помочи, перекрещивавшиеся на груди. Плечевой воротник оригинального покроя
покрывал правое плечо и верхнюю часть руки, а левое плечо оставалось совершенно
открытым. Широкая застежка из материи под левой рукой сдерживала воротник и не
давала ему съезжать с места. Этот воротник надевался только во время сражений;
он защищал правую руку, управлявшую оружием, левая же закрывалась щитом. Голова
была покрыта платком или чепцом из кожаных ремней.
Обувью служили полусапожки. На одном
изображении мы видим военную одеждуплемени
ретену. Эта одежда застегивалась спереди и доходила до земли; шилась она из
эластичной материи с длинными рукавами и обшивалась по всем швам галуном и
кистями. У воина, изображенного в этой одежде, волосы коротко острижены, а
египетская шапочка плотно прилегает к голове; что это воин, доказывает нам его
вооружение - лук и колчан, висящий на перевязи, идущей через грудь и плечо.
Особенной одеждой отличается другая часть
племени ретену; она состоит из полосы, которая обматывается вокруг всего тела,
снизу вверх, и образует на плечах воротник, конец которого прячется под кушак.
При этом костюме, который носили, вероятно, только знатные, надевалась
чепцеподобная шапка из такой же материи, как одежда. Шапка стягивалась
развевавшимися сзади лентами.
На другом изображении мы видим, что эта
полоса идет как будто только через одно плечо, тогда как другое закрыто
рубашкой с коротким рукавом. Здесь же мы видим подобие короны из перьев,
надетой на бритую голову. На ногах - полусапожки, вырезанные полосами и
застегнутые под подъемом.
Особенность племени ретену состояла в том, что женские одежды совершенно
не соответствовали мужским, как у других восточных народов.
На изображениях мы
видим женщин в свободных, сборчатых юбках разной длины, надетых одна поверх
другой так, что нижняя выступает из-под верхней приблизительно на поларшина;
швы этих одежд украшались пестрыми кантами.
0 коммент.